Авторизация

Войти
Забыли пароль?

Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь

Регистрация

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Максимальный размер файла: 2048 Kbytes
Допустимые форматы изображений: png, jpeg, jpg, gif
может использоваться как логин при входе на сайт
Допустимые символы пароля: . _ a-z A-Z 0-9 , не меньше 5 символов
капча
Зарегистрироваться
21:37
15 Ноября, четверг
Найти
05 Февраля 2018 Количество просмотров новости: 795

Лес, покос и мотовоз: как в прошлом веке жили люди на Гортопе

Сегодня к посёлку Гусевка ведёт хорошая 12-километровая асфальтированная дорога. Но постоянного населения там почти нет — всё садоводы и дачники. А когда-то там жили люди, которые снабжали Ревду дровами. Рядом с Гусевкой располагался Гортоп. Краевед Сергей Новиков рассказывает, как жили и чем занимались его обитатели.

Современный Гортоп.

Избы рубили сообща

В 1938 году в Ревде было организовано Городское топливное хозяйство Свердловского областного управления местной топливной промышленности — Гортоп. Контора располагалась по улице Калинина, 32. А лесоучасток соединялся с городом мотовозной* колеёй и старой Гусевской дорогой. О бывшем Гортопе нам рассказала Ирина Михайловна Гомаль, жившая там с 1951 года.

После войны с 1951 года Гортопом руководил Михаил Иванович Жуков (1923-1980), инвалид Великой Отечественной войны, потерявший правую руку.

Когда после войны его семья приехала на место будущего лесоучастка, там была одна избушка на лесосеке. Вскоре привезли рабочих, которые построили три барака и ещё маленькую, засыпную опилом избушку.

Первым построили дом Михаила Ивановича и Антонины Андреевны Жуковых. Затем приехали другие поселенцы: Фёдор Иванович Жуков с семьёй, их родители Иван Поликарпович и Мария Павловна Жуковы, братья Пётр Филиппович и Иван Филиппович Дрягины с семьями, Борис Николаевич Высоковских, братья Александр и Данила Зиновьевы с семьями. Избы рубили «помощью», то есть сообща — помогая друг другу.

Затем была построена пилорама. От железной дороги к ней был отведён тупик, на котором грузили на платформы лесоматериалы с помощью крана. Рядом был построен гараж для мотовоза.

Дом Жуковых. Фото 1970-х годов.

Своего магазина сначала не было. За продуктами ездили за два километра — на Гусевку. Туда же ездили голосовать на выборах и в клуб, куда приезжали самодеятельные артисты из клуба имени 1 Мая — с Комбинатского посёлка СУМЗа.

Затем были построены кузница, гараж для тракторов, конный двор на 15-20 лошадей. В это же время строили новые дома, раскорчёвывали лесные поляны под огороды, расчищали елани под покосы. В первые годы сажали картошку прямо на полянах среди пеньков.

Для связи с городской конторой в доме Жуковых стоял телефон. Начальник участка Михаил Иванович ездил по лесосекам и на пилораму на лошади по кличке Победа.

В 1960-е годы были построены клуб, магазин, контора. На пилораме организовали цех по производству тарной дощечки.

 

В школу по шпалам

В эти годы на Гортопе проживали уже около сорока семей. Дети ходили учиться по шпалам за два километра на Гусевку. Начальная гусевская школа №19 представляла собой одноэтажное деревянное здание с большими окнами. В центре был небольшой коридор, в котором играли и проводили уроки физкультуры. На одной из стен были прибиты вешалки для одежды, в углу стояли печка и бачок с водой. Из коридора были двери в классные комнаты, учительскую и пионерскую комнату, которая была одновременно и библиотекой. Иногда в этой комнате проживали учительницы.

В каждом классе была печь, которую перед занятиями протапливал печник. Туалет был на улице. Зимой дорогу часто заметало, вокруг стоял лес, поэтому ребятишки шли гурьбой все вместе, без взрослых. Учились в две смены. После второй смены приходилось идти в темноте.

Михаил Иванович и Антонина Андреевна Жуковы с детьми.

В разные годы в школе работали: супруги Николай Георгиевич и Ольга Матвеевна Мотовиловы, Александра Степановна Шагалова, Елизавета Петровна Котегова, Лилия Аркадьевна Кузнецова, Людмила Борисовна Пискунова (в замужестве Осокина), Лидия Константиновна Шемятихина.

Учеников было более 40 человек. Дети, окончившие начальную школу, ездили в ревдинские школы №№ 12, 29, 25.

Часто зимой заметало колею, и дети пропускали занятия по нескольку дней. Многих родители устраивали на квартиры в Ревде. Расплачивались обычно дровами. Позднее в городе было организовано общежитие для школьников из Краснояра, Мариинска, Гусевки, Гортопа. Оно располагалось в доме №57 по улице Азина.

В середине 1960-х годов стали ходить электрички до Дружинино. Остановка «1599 км» была всего в километре от Гортопа. Добираться в Ревду стало легче. В эти же годы в городе построили школу №4 — мотовозная колея с Гусевки проходила как раз возле неё. И к мотовозу стали подцеплять пассажирский вагон, в котором был отгорожен отсек для перевозки хлеба. До этого хлеб возили в на лошади в специальном коробе по старой Гусевской дороге.

 

Пять рублей за ведро шишек

Всё мужское население Гортопа было либо лесорубами, либо работниками пилорамы. Женщины, в основном, были домохозяйками. Но были и такие, которые работали на пилораме. Они вывозили опил на лошади из приямка, складировали тарную доску и формировали из неё пакеты. Продавец в магазине, завклубом, уборщицы в общежитии и конторе тоже были женщины. Все дети помогали родителям на покосах и огородах.

Иногда на Гортоп приезжал на лошади с Емелино лесник Александр Щекочихин. По его заданию дети зимой на самодельных лыжах, а весной по насту, собирали в лесу молодые сосновые шишки. За ведро шишек ребятишкам платили по пять рублей — в то время это были большие деньги. Весной дети также высаживали саженцы, а летом пропалывали вокруг них траву.

Начальник Гортопа Михаил Иванович Жуков на лошади по кличке Победа.

В конце 1950-х годов закрыли Дегтярский участок, который находился на реке Пузаниха. На Гортоп оттуда переехали несколько семей: Опарины, Ершовы, Ягодницыны и другие.

В начале 1970-х годов на Гортопе построили новую пилораму. Но она вскоре сгорела.

В 1980-е годы Гортоп передали Промкомбинату, а Гусевку — леспромхозу. Хороший лес поблизости повырубили. Работать стало негде. Молодёжь стала устраиваться на работу в городе. Старики перебирались к детям. Дома стали скупать дачники.

В 1990-е годы были срезаны все провода, и в последующие 25 лет на Гусевке и Гортопе не было электричества. И только в последние годы посёлки, рядом с которыми разрослись коллективные сады, стали электрифицировать заново.

 

*Что такое мотовоз?

Мотовоз — локомотив с двигателем внутреннего сгорания небольшой мощности для маневровых и вспомогательных работ на магистральных, подъездных и других железнодорожных путях.

Сергей НОВИКОВ









новый год









Веб-камеры Ревды