Авторизация

Войти
Забыли пароль?

Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь

Регистрация

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Максимальный размер файла: 2048 Kbytes
Допустимые форматы изображений: png, jpeg, jpg, gif
может использоваться как логин при входе на сайт
Допустимые символы пароля: . _ a-z A-Z 0-9 , не меньше 5 символов
капча
Зарегистрироваться
23:13
07 Декабря, среда
Найти
30 Мая 2016 Количество просмотров новости: 186

История привычных вещей. Посуда из глины

Ни одна хозяйка не может обойтись без посуды. В современном мире кухонная утварь изготавливается из различных материалов. Выбирай, какая нравится. Есть на любой вкус и на любой кошелёк. А какой же посудой пользовались наши пра-пра-бабушки много лет назад?

ГОРШОК

Самой распространённой и незаменимой на Урале была посуда, сделанная из глины и дерева. Глиняную в древности изготавливали «от руки», без помощи гончарного круга. Стенки изделия постепенно наращивались с помощью глиняного жгута. Такой способ изготовления сохранился в некоторых отдалённых деревнях Пермской губернии до 30-х годов XX века. Но наиболее часто изготавливали на ручном или ножном гончарном круге «кружале». Уральскую керамическую посуду отличают спокойные основательные формы, плавные силуэты, неброский линейный орнамент.

Как правило, гончарным производством занимались только члены семьи, без наёмных рабочих. Мастерство передавалось от отца к сыну, от деда — к внуку. Иногда занятие гончарным делом процветало в отдельной деревне из века в век. Не мешая друг другу, и соревнуясь в качестве изделий, они снабжали народ посудой. Часто особых мастерских не было, обжиг производили в русской печи, там же, где пекли хлеб и готовили пищу. Основным занятием крестьян по-прежнему оставалось земледелие, а гончарное дело давало дополнительный приработок семье. Только для немногих мастеров производство глиняной посуды было главным занятием.

ЖАРОВНЯ

Гончары освоили изготовление многих видов посуды. А этот предмет был главным кухонным сосудом у хозяйки на протяжении многих сотен лет. Его использовали на кухнях горожан и дворян, даже на царской кухне без него никак не могли обойтись. А уж в крестьянской избе этот сосуд, бывало, был единственной имевшейся в хозяйстве посудой. Вы, наверное, догадались, что речь идёт о горшке.

Горшки лепили из глины. Не всякая была пригодна для изготовления посуды. Нужна была специальная горшечная глина: жирная, пластичная, синего, зелёного или грязно-жёлтого цвета. В неё добавляли кварцевый песок. В зависимости от того, какого цвета была глина первоначально, горшки приобретали после обжига красновато-коричневый, бежевый или чёрный цвет. Для получения чёрного посуду обжигали в коптящем пламени или опускали горячее, только что вынутое из горна изделие, в раствор ржаной муки. Для декоративного эффекта посуду покрывали цветной глазурью, и высохшее изделие блестело от глянца.

КРИНКИ И МУТОВКИ

Мастера-гончары удачно нашли форму горшка: округлое тулово, сужающееся к днищу и имеющее в верхней части широкое отверстие, оформленное венчиком. Такая форма была удобна для приготовления пищи в русской печи. Горшок, поставленный на печь, обкладывался вокруг нижней части дровами или углями и оказывался охваченным жаром со всех сторон.

Назначение горшка — всегда быть в печке, лишь ненадолго в будние дни оказываться во время завтрака или обеда на столе. Поэтому украшение для него не требовалось, но иногда гончары наносили на горшки орнамент в виде цепочек из неглубоких ямочек, треугольников, выдавливая его на плечиках сосуда или вокруг венчика.

Горшки делали разного размера, и в крестьянской избе их могло быть несколько. Одни служили только для приготовления каши, другие — для варки щей, в третьих кипятили воду для хозяйственных нужд. Их можно было приобрести на ярмарках, или у гончара, развозившего свои изделия по близлежащим деревням. Горшок — изделие очень хрупкое, поэтому его берегли, старались с ним обращаться очень аккуратно. Случалось, что горшок давал трещину, даже в этом случае его не выбрасывали, а оплетали полосами бересты и использовали для хранения сыпучих продуктов. Про такой старый горшок русский народ сложил загадку: «Был ребёнок — не знал пелёнок. Стар стал — пеленаться стал».

КВАШНИ

Чтобы поставить или достать горшок из печи, придумали ухват. Это приспособление похоже на железные двузубые вилы с плоскими, плавно изогнутыми зубцами, закреплёнными на длинной деревянной рукояти. Хозяйка продевала нижнюю зауженную часть горшка между рогами ухвата и поднимала его немного вверх: горшок плотно садился на рога, а затем, поднимая, перемещала его в печи. Если горшок был тяжёлым, из печи его «выкатывали», подкладывая под рукоять ухвата круглую чурочку и действуя длинным концом рукояти, как рычагом. При этом не требовалось прилагать больших усилий для поднятия тяжести.

Кроме горшков, гончары лепили и другую глиняную посуду, которая была необходима в хозяйстве. Например, латки, или жаровни. Такая утварь использовалась для приготовления в русской печи запеканок, омлетов, жаркого; в ней тушили рыбу, мясо. Жаровня представляла собой глубокую глиняную сковороду с бортиками высотой около 5-7 см, чаще всего овальной формы. На венчике имелся неглубокий желобок для сливания жира. Жаровня закрывалась глиняной крышкой, под которой жаркое тушилось в собственном соку. Такая посуда использовалась в крестьянском хозяйстве до середины XX века.

КОРЧАГИ

Для замешивания теста использовали глиняную квашню (дежу). Это была круглая в сечении, с расширяющимися к верхнему краю стенками, посудина высотой от 50 до 100 см. Диаметр верха мог быть от 60 до 120 см. Такая большая ёмкость помогала выпечь хлеб на всё большую семью на неделю вперёд. В квашне приготавливалось в основном тесто для выпечки хлеба. Для других мучных изделий — булок, пирогов, которые выпекались только к праздникам, тесто ставили в посуде меньшего размера, — в опарнике. Опара состояла из воды, закваски и половины необходимой для замеса теста муки. Тесто замешивалось рукой или вырезанной из дерева лопаточкой — весёлкой. Домовитое ритмичное постукивание весёлки о края квашни, словно мурлыканье кота или пение самовара, дополняло ощущение семейного уюта и основательности домашнего хозяйства. Хорошо вымешанное тесто бродило 2 часа. Квашня при этом всегда была плотно закрыта крышкой или тканью.

Квашня в народных песнях, играх, гаданиях была символом замужества. Например, в святки девушки надевали квашню на голову и старались выйти с ней со двора на улицу. Если они заходили через открытые ворота — замужество состоится. Если же ворота оказывались закрытыми — свадьбу вряд ли стоило ждать.

Ещё один глиняный сосуд, нужный в хозяйстве, — корчага. Она была больших размеров, объёмом до двух вёдер, и имела разное предназначение. Её использовали для нагревания воды, варки пива, кваса, кипячения белья со щёлоком.

Корчага могла иметь форму горшка, кувшина с вытянутым, почти цилиндрическим туловом, расширяющимся кверху, вверху округлым, с широкой горловиной и низким венчиком. Крышки не было. При варке пива горловину закрывали холстом, обмазав его тестом. В печке тесто запекалось в плотную корку, тем самым закупоривая сосуд. В крестьянском хозяйстве, как правило, имелось несколько корчаг разных размеров: от шести литров до двух ведер.

Ещё один глиняный сосуд — кринка. Он предназначался для хранения молока, в нём его подавали на стол. В кринках молоко ставили в русскую печь и получалось вкусное, с коричневой румяной пенкой, топлёное молоко. Кринки были разных размеров. Характерная особенность — высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Молоко в кринке могло долго оставаться свежим, особенно если хозяйка не забывала её поставить в погреб. Сверху при скисании на молоке отстаивался толстый слой сливок, который легко снимался ложкой. Из этих сливок опять же в кринках сбивали деревенское домашнее масло при помощи палочки — мутовки. Это приспособление мастерили из части тонкого ствола сосны или ели, имевшей удобное расположение веток для вырезания мутовки. Они должны были быть расположены веером на одном уровне. Ствол служил рукояткой мутовки, а сучки, длиной 3-4 см — рабочей частью.

Гончары делали не только посуду. Для детишек всегда наготове были свистульки в образе птичек, раскрашенные лошадки, козлы и олени. И, приобретая посуду, мать не забывала порадовать и ребятишек. И тогда на всю деревню раздавался заливисто-переливчатый свист игрушек, превращая будний день в праздник.





















Веб-камеры Ревды

Опрос

все опросы

Какой раздел новостей Вам наиболее интересен?

Ответить