Авторизация

Войти
Забыли пароль?

Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь

Регистрация

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Максимальный размер файла: 2048 Kbytes
Допустимые форматы изображений: png, jpeg, jpg, gif
может использоваться как логин при входе на сайт
Допустимые символы пароля: . _ a-z A-Z 0-9 , не меньше 5 символов
капча
Зарегистрироваться
00:48
14 Ноября, среда
Найти
24 Сентября 2018 Количество просмотров новости: 654

Коллекционер Сергей Лукин спасает советские автобусы от уничтожения и забвения

Настоящие коллекционеры — люди одержимые, готовые за редкий экземпляр — марки, бутылки вина, фарфоровой статуэтки, — выложить громадные деньги. За коллекционными «изумрудами» ведут настоящую охоту — для истинного коллекционера не важны ни время, ни расстояние. А заполучив желаемое, насытив на какое-то время свое коллекционерское эго, они начинают вожделеть другой артефакт.

Коллекции бывают разные, но их объединяет одно — их можно где-то хранить, чтобы время от времени созерцать свои шедевры. Марки можно разложить в альбом, вино поставить в погреб, а куклы красиво рассадить по полочкам. И все — наслаждайся! А если ты коллекционируешь старые советские автобусы, получать удовольствие можно просто от одного факта обладания такими махинами, которые сегодня стремительно исчезают из нашей жизни. Так считает коллекционер Сергей Лукин, для которого делом всей жизни стало спасение легендарного пассажирского транспорта от превращения в металлолом.

Сергей Лукин раньше работал водителем этого автобуса. А потом выкупил его у автопредприятия.

Теплые и козырные места

Мечта детства Сережи Лукина — стать водителем автобуса.

— Мне очень четко запомнился момент в детском саду: когда нас спрашивали, кем мы будем, когда вырастем, я без запинки ответил — буду водителем автобуса. Получить этого гиганта в личное пользование — вы что, это же было советское время, я даже представить такое не мог!

Любовь к технике привил отец, водитель легковых и грузовых автомобилей. Иногда он брал сына с собой на работу. Потом попал в аварию — пришлось менять профессию.

Но у Сергея интерес к автомобилям не пропал.

— В детстве журналы «За рулем» в библиотеке брал, потом сам начал покупать, вырезал из них картинки. Начал модели коллекционировать в масштабе 1:43. Я очень хорошо разбирался в советской технике.

Сергей Лукин с детства мечтал быть водителем автобуса.

Автобусы ЛиАЗы были особой любовью Сережи Лукина.

— Этот автобус был, во-первых, теплый. Самое теплое место — за кабиной водителя, рядом с этим сидением воздуховод находится. Во-вторых, мягкий, его на кочках не растрясает — садишься сюда зимой и засыпаешь. В-третьих, боковое сидение рядом с кабиной водителя. В советское время мечта любого ребенка — сесть в автобусе именно на это сидение, потому что тут видно, как работает водитель, и отсюда видно всю дорогу. Это самое козырное место.

Когда мальчику исполнилось пять лет, семья переехала из Краснокамска в Решеты. Часто ездили в гости к родственникам в Свердловск. Там Сережа первый раз увидел «Икарусы».

— Как-то они мне сразу не понравились — зимой холодно, соляркой пахло. В ЛиАЗах все по-другому.

После школы Сергей поступил в автодорожный колледж. Получил специальность техника-механика.

Автобусы познакомили Сергея с будущей женой — София работала кондуктором. Сергей получил права категории Д, и начал работать на коммерческих автобусных перевозках вместе с ней. Через полгода сыграли свадьбу. А еще через некоторое время устроился в муниципальное предприятие на ЛиАЗ. И через два года смотреть на эти автобусы не мог.

— Одно дело, когда ты катаешься на нем и наблюдаешь за работой водителя. А вот работать на нем тяжело. Во-первых, двигатель впереди, у старых автобусов не всегда герметизация хорошая. Летом — это жара. Ну да, зимой на нем классно работать, а летом невозможно. Я дошел до такого состояния, что уже боялся садиться за руль — казалось, выеду за ворота АТП, и что-то случится. Понятно, что это нервы. Ну вот, уволился.

 

Купил и сразу разбил

Сергей забыл о своем детском увлечении и даже несколько лет не вспоминал. Но вдруг старые ЛиАЗы враз стремительно исчезли с улиц Екатеринбурга: кого-то продали в другие города, кого-то списали.

— Внезапно поймал себя на мысли, что просто не вижу их нигде. И как-то неспокойно стало на душе.

Сергей и София Лукины

В этот момент в голову пришла мысль — нужно купить себе автобус. Сергей начал целенаправленно искать, в каких городах остались еще эти представители советского прошлого.

В Первоуральске его ждало разочарование: местное пассажирского АТП обанкротилось, старые автобусы оказались никому не нужны, по улицам города гоняют маленькие «Газели».

Кто-то подсказал, что ЛиАЗы до сих пор работают в Ревде. Сергей рванул в наш город.

— Зашел на территорию парка, прошел в бокс, время было рабочее, автобусов и людей мало. Прохожу вглубь, вижу — стоит! Вот на самом деле, обрадовался, как после долгой разлуки. Даже потеплело на душе.

Спросил — продается, мне отказали.

Сергей не успокоился и продолжил поиски. Свой первый экземпляр в будущую коллекцию он заполучил в Асбесте.

— Местное пассажирское АТП списало сразу три автобуса. Я, как только узнал, поехал к директору. Он согласился продать мне машину. Я выбрал один из трех, вот этот белый. Он прошел капитальный ремонт на АП-3 в Екатеринбурге, то есть был практически как новый. Отличается от других модификация ЛиАЗа только тем, что оснащен газовым оборудованием. Купил первого по балансовой стоимости, за 51 тыс. рублей.

Видимо от переизбытка чувств, с первым в своей жизни личным автобусом Сергей не справился.

— Когда мы его привезли, неаккуратно припарковали, в итоге вмятина, стекло разбили. А потом зимой дети из «воздушки» мне стекла перестреляли. Летом перевозили в другое место, при транспортировке еще кое-что у него оторвали. В общем, автобус пока так и стоит. Кое-что я уже восстановил, в будущем он будет ездить.

 

Три ревдинских старичка

Казалось бы, все, мечта сбылась, живи и радуйся. Но Сергея не отпускало. Осознание того, как что-то неумолимо меняется в нашей жизни, следы советской эпохи становятся все более незаметны, привело к решению — устроиться в ПАТП Ревды на работу водителем старого автобуса.

— Не скрывал, что устраиваюсь для того, чтобы потом этот автобус забрать. С директором сразу был уговор — три года отработаю, он мне его подарит.

ЛиАЗ 877 в советское время работал во всех городах СССР.

ЛиАЗы не пользовались расположением ревдинских водителей. Древних гигантов на предприятии называли «пьяными автобусами» — на них сажали ездить провинившихся водителей.

Сергей вдохнул в машину новую жизнь. Но три года проработать не успел.

— Я начал чувствовать, что автобус потихоньку устает. А тут на ПАТП ему двигатель капитально отремонтировали и кузов покрасили. Решил, что пока он на ходу и как новенький, надо брать. Но так как условия договора я нарушил, пришлось его выкупать.

Правда, один ЛиАЗ с ревдинского автопредприятия все-таки перекочевал в коллекцию к Сергею Лукину бесплатно: водитель перешел на пригородный маршрут, машина оказалась никому не нужна, ее списали в металлолом.

В 2015 году Сергей уволился, через неделю устроил первую «покатушку» для фанатов советского автопрома. А они рассказали страшную историю, что в Ревде водитель вот такого же автобуса умер за рулем.

— Я сразу понял, что это Александр Новиков, мой наставник. Он скончался после рейса на автостанции. И автобус этот я знал — стажировался на нем, четыре смены отработал.

После похорон начали думать, что делать с автобусом. В сентябре в 2015 года я его выкупил. Вот так у Сергея образовался настоящий парк — четыре автобуса.

 

Началась движуха

Сейчас автобусы не просто прикованы к вечной стоянке — они работают. Правда, только время от времени, но это не важно — начало положено.

— Устраиваем фанатские «покатушки» — среди любителей советского прошлого они чрезвычайно популярны. Который год возим детей из Решетинского прихода на Крестный ход в Екатеринбург. А один раз выполнял даже индивидуальный заказ: одного фаната возили на дачу. Говорит, хочу, чтобы как в детстве.

Сын Гоша гордится тем, что у папы есть автобус.

Удовольствие это не из дешевых. ЛиАЗ расходует в среднем, 55 литров на 100 км. Плюс ремонт, аренда боксов, детали для реставрации. Поэтому через соцсети Сергей постоянно призывал поклонников этого вида транспорта помочь ему.

— В 2017 году на меня вышел парень из Первоуральска Семен Исаков: хочу участвовать, помогать. Сейчас еще присоединились ребята из Екатеринбурга. Так образовалось наше сообщество «Советавтобус». Вот с этого момента началась движуха.

Вот такой рисунок нарисовал Гоша, пока мы разговаривали. И подарил папе.

Сейчас «Советавтобус» присоединился к движению «Авторетро». Ребята уже участвовали в выставке, которую движение проводило в прошлый День города в Екатеринбурге, в Ночи музеев в этом году в столице Урала, в выставке «Автомотоэкстрим» в Первоуральске. В этом же году они стали «гвоздем» ретровыставки, которую «Российская газета» и УГМК проводили в Верхней Пышме. А еще поучаствовали в съемках фильма «Золото Лагина», который канал НТВ снимал в Свердловской области.

 

«Елена» и «Лупоглазик»

В коллекции Сергея Лукина сейчас восемь автобусов. На вопрос, где сегодня можно найти советский автобус, улыбается — везде:

— Вот, например, ЗИЛ 158В стоял в качестве сарая на участке в поселке Курганово. Езжу по автопредприятиям спрашиваю, на фанатских форумах много информации.

Увлечение советскими автобусами в нашей стране довольно популярно. От этого у коллекционеров бывают и неудачи.

— В нашей группе «ВКонтакте» человек выложил фото автобуса, стоящего в саду. Я сразу увидел, что это очень редкий автобус ЛАЗ 695Е. По последней букве этим автобусам придумывали имена: М — «Маруся», Н — «Наташа»… Приехали, начали договариваться с хозяйкой. Но информация попала на всероссийский портал любителей ретроавтомобилей. Начался ажиотаж вокруг этого автобуса. Цена взлетела до небес. Я отступил, подумал, ладно, главное, что автобус будет спасен. В итоге «Елена» уехала в Москву.

Сегодня в коллекции Сергея Лукина Икарус 256.74, «Таджикистан-5», ЛиАЗ-677МБ, ЛиАЗ-677М, ЛиАЗ-677Г, ЛиАЗ-677М(БАрЗ), ПАЗ-672, ЗИЛ-158В.

Автобусы Сергея интересуют самые разные, но есть одна, пока несбывшаяся мечта — ЛиАЗ 676, в СССР их выпускали до 1985 года. В фанатской среде этот рарирет зовется ласково — «лупоглазик».

— Находил один в Красноярске, он был выставлен на аукцион. Я тогда был готов 260 тысяч выложить за этот автобус. Но те торги я проиграл и пока «лупоглазик» — это моя несбывшаяся мечта.

 

Жена помогает, дети гордятся

Главная боль коллекционера Сергея Лукина — обыватели не в состоянии разделить и понять его страсть к старым автобусам. Мало того, что раритеты сдают по незнанию в металлолом. Еще и некоторые соседи Сергея в поселке Решеты без восторга воспринимают его увлечение старой техникой.

— С местными жителями пока понимания не могу достичь. Недавно на меня написали жалобу, что я им своим автопарком тут жить мешаю. Участковый состава преступления не нашел.

Участники сообщества «Советавтобус» обратились за помощью к и.о. главы Первоуральска, чтобы тот выделил им место для выставочной площадки. Сейчас Игорь Кабец предложил им составить бизнес-план. Ничего конкретного пока не пообещал.

— Я не сильно рассчитываю на помощь властей Первоуральска. А вот на содействие РЖД надежда есть. Мы уже встречались с заместителем областного управления дороги железной дороги, мне показалось, он заинтересовался нашим движением.

А вот в чем Сергею повезло — семья разделяет его необычное увлечение.

— Жена сама принимает активное участие в нашем движении. И детям кажется, это очень круто, что у папы есть автобус. Да, это тяжело и довольно затратно. Вот представьте, сколько на эти деньги можно было бы купить. Но что поделаешь, я выбрал такой путь.

Как истинный коллекционер Сергей по-прежнему неудовлетворен своим автобусным собранием.

— Нет у меня пока УАЗ 695, КАВЗ, «Рафика» нет, который раньше работал вместо нынешних «Газелей». Но все эти машины пока еще встречаются на дорогах, а вот большие автобусы стремительно исчезают. А еще купил бы «Икарус 283» — это «гармошка», но его ставить пока некуда.

И все-таки, по словам Сергея, большинство людей реагируют на этих старинных гигантов позитивно. Еще бы — ведь они навевают хорошие детские воспоминания.

— Мы между собой зовем вот этого оранжевого друга «автобус счастья». Нас когда на трассе люди видят, улыбаются, машут, сигналят — сплошной позитив!

Если вы знаете о том, что где-то стоит старый бесхозный автобус, сообщайте в группу «Советавтобус Свердловская область» «ВКонтакте».

Текст и фото Ольга ВЕРТЛЮГОВА















новый год



Веб-камеры Ревды