Авторизация

Войти
Забыли пароль?

Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь

Регистрация

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Максимальный размер файла: 2048 Kbytes
Допустимые форматы изображений: png, jpeg, jpg, gif
может использоваться как логин при входе на сайт
Допустимые символы пароля: . _ a-z A-Z 0-9 , не меньше 5 символов
капча
Зарегистрироваться
21:05
21 Октября, понедельник
Найти
19 Июня 2019 Количество просмотров новости: 1198

«Он заставляет девушек летать». Ревдинские мастера отлили памятник Николаю Карполю и «Уралочке»

Во вторник, 18 июня, перед главным входом в ДИВС (Екатеринбург) открыли грандиозный архитектурный ансамбль, посвященный прославленной волейбольной команде «Уралочка» и ее легендарному тренеру Николаю Карполю. Монумент появился благодаря инициативе президента Уральского центра монументального искусства — ревдинца Ивана Дубровина. Автором композиции стал член Союза художников России и ЮНЕСКО Алексей Чебаненко (Москва), а отливали статуи в бронзе в литейной мастерской Ивана Дубровина.

Иван Дубровин рассказывает, что скульптурная композиция представляет собой фрагмент волейбольной игры: фигуры четырех волейболисток в разных игровых позициях и Николая Карполя, следящего за игрой. Фото Владимира Коцюбы-Белых

Огромное спасибо

— Почему Карполь? — рассказывает руководитель литейной мастерской Иван Дубровин. — Потому что это самый титулованный тренер в мире. Наши волейболистки с ним дважды становились олимпийскими чемпионками, а еще чемпионками мира и Европы. Почему-то у нас в России принято только после смерти человека поднимать на руки, говорить: «О, он был такой прекрасный, столько всего сделал, настоящая легенда…» А почему при жизни-то не сказать ему, что он великий? Вот с Карполем мы решили сломать эту странную традицию — в этом году исполняется 50 лет с тех пор, как он работает в клубе «Уралочка». Монумент будет своеобразным подарком к этой «золотой» дате. Это наше огромное спасибо ему.

Вот так выглядит архитектурный ансамбль сейчас. Фото с сайта e1.

По словам Ивана, высота скульптурной композиции — 6,5 метра. Бронзовые статуи установили на монолитный каменный постамент, в который вмонтированы точные копии пяти завоеванных тренером олимпийских наград — двух золотых и трех серебряных. Фигуры волейболисток обезличены, согласно концепции, поскольку в «Уралочке» было много поколений великих игроков и выбрать кого-то было бы сложно.

Как рассказывает Иван, главная идея скульптурной композиции — именно Николай Карполь заставляет девушек-волейболисток летать.

— Он, как будто Пигмалион, а они — его Галатеи. Он делает их совершенными спортсменками, над которыми не властны законы природы, — продолжает Иван. — Нам нужно было создать ощущение полета, показать, что Николай Васильевич умеет достучаться до каждой своей воспитанницы, чтобы они его услышали и прыгнули выше головы.

Сам Николай Карполь эскизов не видел и впервые оценил подарок накануне открытия.

Вот так, вручную доводилась до ума скульптурная композиция. Фото Владимира Коцюбы-Белых

Во время пресс-конференции, приуроченной к этому событию, главный художник Екатеринбурга Дмитрий Фогель заявил, что в мире подобных скульптурных композиций, посвященных волейболу, не существует. Получается, работа наших мастеров утвердила новый стандарт в создании монументальных произведений.

— Мы меняем сознание людей, их восприятие монументального искусства. Представьте — трехметровая скульптура, которая весит почти тонну, находится на высоте 6,5 м, как будто ей кто-то сказал «Замри!». Это интересно и необычно.

 

«Поиграть в СССР»

Это не единственная новость, которой поделился с нами Иван Дубровин. Сегодня его мастерская участвует во многих крупных проектах не только региона и страны — от Мурманска до Владивостока, но и зарубежья — в Беларуси, Кыргызстане, Монголии, Азербайджане.

Эскиз будущей скульптуры нашему великому хоккеисту Виктору Кутергину. Автор — Виктор Мосиелев. В оригинале высота статуи будет 6 метров. Фото Владимира Коцюбы-Белых

— Вообще, про нас чаще пишут федеральные СМИ, нежели свои, ревдинские, — улыбается Иван. — Поэтому о нас в городе не так много знают. Вот, например, недавно я получил медаль «Отличника культуры Кыргызстана». За создание культурного моста, развитие отношений между нашими странами. Это очень значимая награда, до меня ее вручали нашему великому модельеру Вячеславу Зайцеву. В Кыргызстане мы делали несколько крупных проектов. Начинали еще в 2015 году, когда к нам обратились с просьбой отлить памятник Суйменкулу Чокморову — знаменитому киргизскому актеру, трижды лауреату Ленинской премии, которого несколько раз признавали лучшим актером СССР. В Кыргызстане он до сих пор очень популярен. Мы решили «поиграть в СССР» — за творческую часть отвечала киргизская сторона, воплощение было наше.

Скульптура «Европа, которую похищает Зевс». Автор — Андрей Антонов. Скульптура будет установлена в сквере за Екатеринбургским оперным театром уже этим летом. Как рассказывает Иван Дубровин, это завещание мастера перед смертью, чтобы его авторская работа появилась в центре города. Владимира Коцюбы-Белых

После первого удачного проекта последовал целый ряд работ для Кыргызстана. В частности, Иван познакомился с сыном великого киргизского писателя Чингиза Айтматова. Это знакомство вылилось сразу в две знаковых работы.

— Аскар Чингизович предложил к 90-летию его отца на ипподроме в Иссык-Куле, где проходят знаменитые «Игры кочевников», создать скульптуру по произведению «Прощай, Гульсары». Почему мы согласились? Потому что великий Айтматов писал на нашем родном языке. Мы этот проект поддержали. И я благодарен Евгению Куйвашеву, который дал этому проекту статус губернаторской программы.

А еще Дубровины поставили памятник прославленному киргизскому писателю около Русского драматического театра в центре Бишкека.

Уникальная работа скульптора Льва Головнинского. Работу заказывали власти Кургана к 100-летию революции. На барельефе изображена мать, которая делит напополам хлеб и два ее сына — один в белой гвардии, другой красноармеец. Они ненавидят друг друга. А разбитая крынка с молоком символизирует то, что эту историю уже не склеишь. Пока власти города не могут определиться, где разместить данную работу, она стоит в Долине скульпторов. Фото Владимира Коцюбы-Белых

— Мы его подарили от нашей семьи, от Свердловской области, от России. И там же родилась идея провести большую выставку «Россия-Кыргызстан». Мы отвезли туда 50 работ художественного литья. Выставка прошла с большим успехом. А еще на недавнем саммите ШОС ее посетили все президенты стран, входящих в эту организацию.

Иван Дубровин не собирается останавливаться и продолжит строительство культурного моста между Россией и Кыргызстаном.

— Сейчас к 75-летию Победы хотим в Киргизии отреставрировать памятник Панфилову, сегодня он в ужасном состоянии. Мы ведем переговоры, чтобы к юбилею этой важной для всех стран постсоветского пространства даты, привести памятник в порядок: снять с бетона гипсовые слепки, сделать модель, доработать и отлить в бронзе. На века. Как символ непобедимости Советской армии. Думаю, у нас получится.

 

А дома?

Мастерская Иван Дубровин работала над многими известными сегодня монументами, которые сегодня уже стали историей. Из самых знаменитых произведений, которые довелось здесь отливать, можно назвать «Маски скорби» Эрнста Неизвестного и композицию «Высоцкий и Влади». «Считаешь что-то невозможным — пойди и сделай это», — таким подходом руководствуются литейщики мастерской.

Модели скульптур в кабинете Ивана Дубровина. Фото Владимира Коцюбы-Белых

В Ревде работ литейной мастерской Дубровина не так много, но есть — пушка и плиты с именами ревдинцев, воевавших с Наполеоном, возле «Демидов-центра», поклонный крест у Храма Архистратига Михаила, памятник воинам Великой Отечественной войны в поселке Кирзавода и мемориальный комплекс на СУМЗе.

Ольга ВЕРТЛЮГОВА













Веб-камеры Ревды